Аккумуляторные батареи (АКБ) для автомобилей массово производятся и продаются, поэтому хорошо изучены и стоят относительно недорого. Кроме того, отслужившие своё аккумуляторы, потеряв ёмкость и способность работать в стартёрном режиме, ещё могут накапливать и отдавать некоторое количество энергии. Это приводит к мысли использовать их для нештатного применения, например, когда уже пора купить аккумулятор для бесперебойника (ИБП), но это дорого, а в распоряжении имеется автомобильная батарея.
Основные отличия в работе АКБ для ИБП и стартёрных
Конструктив любого изделия определяется требованиями по назначению:
- автомобильные батареи ориентированы на стартёрный режим, то есть кратковременную отдачу большого тока с последующим зарядом тоже в довольно специфических условиях;
- глубина разряда нормально эксплуатирующихся АКБ в автомобилях редко превышает несколько процентов, а значительный относительно ёмкости расход энергии быстро вызывает деградацию батареи;
- заряд аккумулятора в автомобиле производится плохо нормированным током, в начальный момент он достигает большой величины, ограниченной лишь способностями мощного генератора, а затем уменьшается по мере роста ЭДС батареи;
- срок службы автомобильной АКБ составляет несколько лет, но далеко не всё это время батарея реально работает, сеть полностью подключена к источникам и потребителям только во время работы двигателя.
Всё это сильно отличается от условий работы в ИБП или автономных электростанциях. Там батареи круглосуточно находятся в буферном режиме, то есть подключены к сети длительное время. При необходимости отдать энергию в нагрузку, аккумулятор может подвергнуться глубокому разряду относительно небольшим током. Это недопустимо для автомобильной батареи, после разряда «в ноль» она уже не сможет полностью восстановиться, даже просто вернуть её к жизни с потерей ёмкости потребует специальных мер.
Заряд батареи в условиях ИБП производится электроникой инвертора с обеспечением нормальных условий, рекомендованных для такой техники. Это благотворно скажется и на автомобильной АКБ, но вот переход от заряда к буферному поддержанию постоянного напряжения производится на слишком низком уровне. Не рассчитанный на это аккумулятор будет постоянно недозаряжен и засульфатируется.
Практический опыт
Все тонкости работы в различных режимах влияют лишь на срок службы батареи в конкретных условиях. Когда это не принципиально, например, в случае использования бывшей в употреблении автомобильной АКБ, то сокращение ресурса несущественно на фоне затрат.
Особо выделяется опасность батарей обслуживаемого типа при использовании их в помещениях. Такие аккумуляторные ячейки через свою вентиляцию могут выделять опасные газы и кислотные пары. Но современные автомобильные АКБ выполняются по малообслуживаемым или вообще по необслуживаемым технологиям, и в этом отношении мало отличаются от герметичных свинцовых батарей для накопителей энергии. Которые в свою очередь тоже не идеальны, снабжаются клапанами для разгрузки давления, поскольку работают по точно такому же принципу.
Особенности конструкции
При эксплуатации ИБП потребитель не видит, какова площадь пластин в аккумуляторе, насколько они толстые, и чем удерживается электролит. Важна стоимость батареи в пересчёте на единицу отработанного времени.
Автомобильные аккумуляторы тоже могут быть изготовлены по AGM или Gel технологии со связанным электролитом. Это приближает их по свойствам к специализированным изделиям. Но и по цене тоже, поэтому выиграть тут вряд ли получится.
Оправданным можно считать временное использование автомобильного аккумулятора с жидким электролитом. Но и это доставит неудобства. Потребуется изменить коммутацию, в автомобильной технике иные клеммы, очень желательно перенастроить зарядник на повышенное напряжение и мощность, обеспечить отвод тепла от инвертора и вентиляцию помещения. Насколько это оправдано – решается в каждой конкретной ситуации.