Можно ли использовать автомобильный аккумулятор для ИБП?

Механик устанавливает аккумулятор

Рубрики:

Аккумуляторные батареи (АКБ) для автомобилей массово производятся и продаются, поэтому хорошо изучены и стоят относительно недорого. Кроме того, отслужившие своё аккумуляторы, потеряв ёмкость и способность работать в стартёрном режиме, ещё могут накапливать и отдавать некоторое количество энергии. Это приводит к мысли использовать их для нештатного применения, например, когда уже пора купить аккумулятор для бесперебойника (ИБП), но это дорого, а в распоряжении имеется автомобильная батарея.

Основные отличия в работе АКБ для ИБП и стартёрных

Конструктив любого изделия определяется требованиями по назначению:

  • автомобильные батареи ориентированы на стартёрный режим, то есть кратковременную отдачу большого тока с последующим зарядом тоже в довольно специфических условиях;
  • глубина разряда нормально эксплуатирующихся АКБ в автомобилях редко превышает несколько процентов, а значительный относительно ёмкости расход энергии быстро вызывает деградацию батареи;
  • заряд аккумулятора в автомобиле производится плохо нормированным током, в начальный момент он достигает большой величины, ограниченной лишь способностями мощного генератора, а затем уменьшается по мере роста ЭДС батареи;
  • срок службы автомобильной АКБ составляет несколько лет, но далеко не всё это время батарея реально работает, сеть полностью подключена к источникам и потребителям только во время работы двигателя.

Батарея для ИБП

Всё это сильно отличается от условий работы в ИБП или автономных электростанциях. Там батареи круглосуточно находятся в буферном режиме, то есть подключены к сети длительное время. При необходимости отдать энергию в нагрузку, аккумулятор может подвергнуться глубокому разряду относительно небольшим током. Это недопустимо для автомобильной батареи, после разряда «в ноль» она уже не сможет полностью восстановиться, даже просто вернуть её к жизни с потерей ёмкости потребует специальных мер.

Заряд батареи в условиях ИБП производится электроникой инвертора с обеспечением нормальных условий, рекомендованных для такой техники. Это благотворно скажется и на автомобильной АКБ, но вот переход от заряда к буферному поддержанию постоянного напряжения производится на слишком низком уровне. Не рассчитанный на это аккумулятор будет постоянно недозаряжен и засульфатируется.

Практический опыт

Все тонкости работы в различных режимах влияют лишь на срок службы батареи в конкретных условиях. Когда это не принципиально, например, в случае использования бывшей в употреблении автомобильной АКБ, то сокращение ресурса несущественно на фоне затрат.

Особо выделяется опасность батарей обслуживаемого типа при использовании их в помещениях. Такие аккумуляторные ячейки через свою вентиляцию могут выделять опасные газы и кислотные пары. Но современные автомобильные АКБ выполняются по малообслуживаемым или вообще по необслуживаемым технологиям, и в этом отношении мало отличаются от герметичных свинцовых батарей для накопителей энергии. Которые в свою очередь тоже не идеальны, снабжаются клапанами для разгрузки давления, поскольку работают по точно такому же принципу.

Проверка батареи ИБП

Особенности конструкции

При эксплуатации ИБП потребитель не видит, какова площадь пластин в аккумуляторе, насколько они толстые, и чем удерживается электролит. Важна стоимость батареи в пересчёте на единицу отработанного времени.

Автомобильные аккумуляторы тоже могут быть изготовлены по AGM или Gel технологии со связанным электролитом. Это приближает их по свойствам к специализированным изделиям. Но и по цене тоже, поэтому выиграть тут вряд ли получится.

Оправданным можно считать временное использование автомобильного аккумулятора с жидким электролитом. Но и это доставит неудобства. Потребуется изменить коммутацию, в автомобильной технике иные клеммы, очень желательно перенастроить зарядник на повышенное напряжение и мощность, обеспечить отвод тепла от инвертора и вентиляцию помещения. Насколько это оправдано – решается в каждой конкретной ситуации.

Механик устанавливает аккумулятор
Об авторе
Share via
Copy link
Powered by Social Snap